2 апреля прошел доклад Кравцова Алексея на заседании Мосгордумы о результатах разрешения исков с участием государственных заказчиков Правительства Москвы

31.03.2012

Член экспертного совета Мосгордумы по законодательству, Председатель Арбитражного третейского суда г Москвы  Алексей Кравцов

3 апреля сделал доклад депутатам Мосгордумы о результатах применения третейского судопроизводства государственными заказчиками Правительства Москвы, применяемого с июня прошлого года.

в заседании участвовали:

депутат Мосгордумы Семенников Александр Григорьевич,

депутат Мосгордумы Шапошников Валерий Алексеевич,

Председатель Мосгордумы Платонов Владимир Михайлович

депутат Мосгордумы Клычков А.Е.

Руководитель правового управления Тендерного комитета Москвы Бурцев Олег Николаевич

Заместитель руководителя Москонтроля Королихин Виктор Владимирович

и другие представители государственных заказчиков Правительства Москвы.

Тема заседания:

1. О мониторинге применения законодательства по исполнению государственных контрактов.

2. Доклад Председателя Арбитражного третейского суда г Москвы Кравцова А.В. о результатах рассмотрения дел с участием государственных заказчиков. Предложения по дальнейшему применению третейского судопроизводства.

По результатам обсуждения доклада, участники заседания :

1. Признали эффективность применения третейского судопроизводства в исполнении государственных контрактов. Особенно отмечены: быстрота судебных процессов (необходимы при расторжении не исполняемых государственных контрактов), скорая исполняемость судебных решений (необходима при взыскании задолженности и неустоек).

2. Приняли в проработку предложение о введении представителя Мосгордумы в состав квалификационной комиссии по назначению судей для разрешения исков с участием государственных заказчиков.

3. Определили возможные направления совместной работы по полной централизации применения третейского судопроизводства Арбитражного третейского суда г Москвы государственными заказчиками Правительства Москвы с участием Москонтроля и Тендерного комитета.

 

Стенограмма доклада Кравцова А.В.

Обзор судебной практики Арбитражного третейского суда города Москвы по рассмотрению исков с участием Государствнных заказчиков Правительства Москвы.

В июне прошлоого года, Тендерный комитет Москвы после анализа предоставленных документов и нормативной базы, согласовал Арбитражному третейскому суду города Москвы возможность разрешать иски по исполнению Государственных контрактов с участием Государственных заказчиков Правительства Москвы, а Государственным заказчикам- согласовал возможность включения специальной альтернативной третейской оговорки в заключаемые Государственные контракты (письмо ).

С этого времени и до конца года, Председателем Арбитражного третейского суда города Москвы Кравцовым А.В. проведены рабочие совещания с руководителями большинства ключевых Департаментов Правительства Москвы и их подведомственных подразделений на предмет перехода на третейское судопроизводство и включения третейской оговорки в формы Государственных контрактов, предлагаемых Исполнителям при объявлении конкурсов и аукционов.

Так, за этот период проведены совещания с более 40 руководителями. Дополнительно проведено 23 тематических семинара.
По результатам указанных мероприятий, третейское судопроизводство стали применять: Департамент здравоохранения и подведомственные ему подразделений, Департамент физической культуры и спорта и подведомственные ему подразделения, Департамент торговли и услуг, Департамент земельных отношений, Департамент транспорта, ГАУ "ФХУ Мэрии Москвы", ГУП "Гормост", ГУП "Московский метрополитен", ГУП "Мосгортранс", Префектуры и Управы ВАО и СЗАО.

Первые иски с участием Государственных заказчиков в Арбитражный третейский суд поступили в декабре 2011 года. В декабре прошлого, январе и феврале текущего года, в суд поступило 32 иска. Предметом всех исков от Государственных заказчиков стали: расторжение контрактов, в связи с нарушениями условий их исполнения, взыскание задолженности и неустойки. Все эти иски были удовлетворены. Срок рассмотрения этих дел составил -10 дней. Все Иски, где Государственные заказчики были ответчиками были связаны с оплатой выполненных для них работ. При этом, Государственные заказчики были согласны погасить образовавшуюся задолженность, только для этого им было необходимо предоставить в Департамент финансов соответствующее судебное решение. Все эти иски также были удовлетворены.

Анализ проведенных судебных процессов выявил следующие положительные результаты.
1) Срок всего судебного разбирательства составил -10 дней, что конечно же гораздо меньше, чем пол года в перегруженном Государственном суде. Результатом быстрого получения судебных решений стало- быстрая замена недобросовестных исполнителей Государственных контрактов (Пример: Больница заключила контракт на ремонт отопительной системы. Исполнитель, приступив к работе, разобрал батареи и часть стены. Затем, по неизвестным причинам работа остановилась. Исполнитель исчез, а холода приближались. Чтобы поменять исполнителя и обеспечить больницу теплом, необходимо расторгнуть контракт. Расторгнуть его, в соответствии с требованиями 94-ФЗ, можно только в судебном порядке. В обычном Государственном суде такое расторжение произошло бы как раз к лету. Но обратившись в АТСМ, больница расторгла контракт за 10 дней и поменяв Исполнителя успела до холодов пустить тепло в свои помещения. При этом суд, своим судебным решением взыскал с недобросовестного подрядчика образовавшуюся задолженность и неустойку. На взыскание которых был получен исполнительный лист.)
2) Все время, затраченное на судебный процесс юристом больницы, свелось к составлению одного искового заявления, проверке процессуальной подготовленности в бесплатном Отделе до судебного консультирования, (который в настоящее время преобразован в первый в России, зарегистрированный Минюстом, "Негосударственный Центр бесплатной юридической помощи при Союзе учредителей третейских судов (НКО)" в рамках Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" N 324 принятого в конце прошлого года), а также поездке в одно единственное заседание суда. Все Исполнительные листы, по соответствующей доверенности, бесплатно за стороны получает Исполнительный отдел нашего Суда.
3) Судьи, разрешающие иски с участием Государственных заказчиков, являются специалистами в этой области, т.к. кроме наличия высшего юридического образования, обладают знаниями специфики заключения и исполнения государственных контрактов, благодаря предыдущему стажу работы в этой области на уровне руководителей правовых служб подразделений Правительства Москвы не менее 5 лет.
4) Взыскание задолженности с недобросовестных исполнителей независимо от их местонахождения на территории РФ и за рубежом, а также места заключения договора. Напомню, что в Государственном суде большинство исков разрешаются по месту нахождения ответчика, что требует дополнительных региональных расходов связанных с представлением интересов Государственного заказчика в региональном суде. Арбитражный Третейский суд города Москвы все иски рассматривает по месту своего нахождения в Москве. Таким образом, при наличии альтернативной третейской оговорки в контракте, Государственный заказчик может выбрать: будет он нести региональные расходы в Государственном суде или этих расходов не будет, если обратится в третейский суд.
5) Взыскание задолженности не только с юридических лиц, но также и с физических лиц. т.к. в Третейском суде юрисдикции объединяются и суд вправе разрешаться иски с участием и физических лиц.

Слабые стороны этого процесса заключаются в том, что
1) Государственные заказчики не освобождаются от оплаты третейского сбора, который составляет от 2 до 5 % от цены иска, минимальный сбор составляет 30 000 руб, он же оплачивается за рассмотрения неимущественного иска (расторжение контракта). Однако, обращаю внимание, что затраты на третейский сбор возмещаются Государственному заказчику в судебном решении через 10 дней.
2) Решение третейского суда не подлежит обжалованию. И почему то некоторые видят в этом возможность принятия незаконных решений. Однако, хочу напомнить что обжалование решения Государственного суда возможно только при нарушениях процессуального характера, допущенных судом. По существу дело также как и в случае с третейским- не пересматривается. А наличие процессуальных нарушений третейского разбирательства проверяются Государственным судом при выдаче исполнительного листа.

Перечислю категории вопросов которые Государственные заказчики также могут решать путем обращения в Арбитражный третейский суд города Москвы:
1. Расторжение Государственных контрактов, в том числе договоров аренды муниципального имущества.
2. Взыскание задолженностей, авансов, неустоек. При этом хочу отметить, что суд не применяет ст. 333 ГК РФ, с помощью которой Государственный суд срезает размеры неустоек (даже если стороны ранее подписали размер неустойки и ее сумма составила, скажем, 100 000 руб, Государственный судья утвердит максимум 10 000 руб.). Что конечно же не справедливо и не стимулирует исполнителей Государственного заказа к добросовестному исполнению контракта.
3. Списание безвозвратных или иных субсидий (в случаях не предоставления отчетности освоения их недобросовестных получателей).
4. Взыскание задолженности Исполнителя с Банка, который предоставлял ему банковскую гарантию.

Арбитражный третейский суд города Москвы образован в 2010 году в соответствии с Федеральным Законом № 102-ФЗ от 24.07.2002 г. С 2011 года Суд входит в Правление СОЮЗА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ (НКО).

За весь период деятельности суд рассмотрел более 1200 судебных дел ( точнее- 1249 дел на 10.01.2012 г.). В соответствии с Федеральным законом, Суд разрешает только экономические иски с участием как юридических, так и физических лиц и независимо от местонахождения сторон или места заключения договора на всей территории Российской Федерации (в том числе в рамках международного коммерческого арбитража). Даже если иск уже рассматривается в гос. суде, с первой инстанции до принятия первого решения по существу, он может быть перенесен в Третейский суд при подписании стонами третейского соглашения.

Суд полностью независим, т.к. не принадлежит никакому отраслевому предприятию, а его единственным учредителем является председатель суда Алексей Владимирович Кравцов.

Аппарат суда состоит из перешедших в него помощников государственных судей, обладающих огромным практическим опытом судебного делопроизводства и процесса.

Кандидатуры на должность судьи отбирались лично председателем суда по представлению авторитетных для него лиц. Кандидаты проходят тщательнейшую проверку на предмет моральной и материальной устойчивости, а также наличия в биографии обстоятельств несовместимых облику судьи Арбитражного третейского суда города Москвы. Проверенные кандидаты допускаются до квалификационных экзаменов. В состав квалификационной комиссии, кроме представителей суда и Союза учредителей третейских судов, приглашаются представители государственных судов, а также профильных государственных органов.

Судебное разбирательство в Арбитражном третейском суде города Москвы проходит в одно судебное заседание в течение 10 дней. Принятое судебное решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда стороны получают по заявлению в государственном суде с приложением копии этого решения и подлинника третейского соглашения. Исполнительный лист можно получить и в нашем Суде тоже, написав соответствующее заявление и выписав доверенность Исполнительному отделу Суда на его получение в гос. суде (услуга бесплатная).

В Арбитражный третейский суд города Москвы для разрешения экономических исков с контрагентами обращаются организации финансово-кредитного сектора экономики (Россельхозбанк, ЕвроТрастБанк, ГК «Солид» и др.), строительного рынка (ДонСтрой, Крост, Сити 21 век, Жилищный капитал, и др.) а также государственные заказчики Правительства Москвы (Департаменты и учреждения здравоохранения, спорта, труда, транспорта, Префектуры). Граждане и юридические лица, наряду с обычными экономическими договорными отношениями, разрешают судебные вопросы о признании прав собственности на недвижимое имущество по договорам долевого или инвестиционного строительства.



Пресс-служба

Арбитражного третейского суда г Москвы


Поделиться новостью в социальной сети: