Аудит юридических департаментов. Авторская колонка Алексея Кравцова для информационно-правовой системы "Кодекс"

09.03.2017

Авторская колонка Президента Союза Третейских судов, председателя Арбитражного Третейского суда города Москвы Алексея Кравцова, подготовленная специально для информационно-правовой системы "Кодекс" размещена в системе и доступна для ознакомления пользователям ресурса.

АУДИТ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕПАРТАМЕНТОВ. ВЗГЛЯД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АТСМ 

Рост просроченной задолженности в российском бизнесе. Тема, которую даже Президент затронул. В послании Федеральному собранию. К моему удивлению анализ причин роста дебиторской заложенности выявил в деятельности компаний по работе с просроченной задолженностью своего рода тупиковое положение.  

В чем оно заключается и почему бизнес оказался в тупике?

Рост задолженности. Причина на поверхности. Задолженность растет, потому что не происходит ее возврат. А когда задолженность переходит в категорию «безнадежная», она либо списывается на расходы по бухгалтерскому учету или продается коллекторам. С огромным дисконтом. Порядка 90%.

В дальнейшем вышибалы долго отрабатывают 10% от выкупленных у банков, иных организаций долгов. Имеют с этого небольшую маржу, что позволяет «кормиться» коллекторскому агентству. Остальной долг по большому счету выбрасывается в корзину. Получается, что практически 80% просроченной задолженности, а это как бы актив компании, который вот – вот вернут, но не возвращают, переходит в убытки.

Почему же эта ситуация сложилась?

Я, по роду свой деятельности, как третейский судья общаюсь со сторонами по делу, рассматриваю третейские дела, веду прием исков. Попутно происходит общение с представителями топ - менеджмента компаний и, конечно же, с юристами.

В юридических департаментах компаний сегодня сложилась следующая ситуация. Они не мотивированы заниматься возвратом задолженности в компанию! Все это последствия 10 - летнего периода хорошей жизни. Ну, все помнят, как их называют 2000 – ые годы. «Жирные»!

Для бизнеса в эти годы характерна высокая маржинальность. Хорошие цены на нефть. Сверхприбыль. И эта сверхприбыль делает процент просроченной задолженности практически невидимым. Относятся к ней спокойно. Сверхприбыль покрывает задолженность, и она растворяется в гигантских доходах компании.

Юристы тогда нужны были в компании просто номинально. Чтобы выполнять какие-то базовые технические действия. Составлять типовые договоры, ходить в суд. И юристы эту работу делали. Много лет подряд. При этом работа юриста - ходить по судам считалась вполне достаточной и воспринималась как работа по возврату просроченной задолженности.

Ходить к приставам в то время практически не требовалось. Да и посещать ФССП юристу, надо сказать тоже не очень хочется. Ведь по обычному судебному делу юрист должен ходить в суд в течение года. С интервалом в месяц. А к судебному приставу он должен ходить этот же год, но два раза в неделю. В приемные часы. А все остальное время, образно говоря «носиться» по стране и искать имущество должника, чтобы изъять и вернуть в компанию.

Конечно, этой работой юрист заниматься не хочет. Привыкли они к столь вольготным условиям работы, что сложились за десятилетие. Надо полагать, что за этот период в компаниях поменялись и Регламенты работы сотрудников. Ведь кто составляет регламенты, например для юриста компании? Сам юрист!

И юристы, конечно же, поставили себе задачу на получение исполнительного листа, но никак не на возврат денег и не на работу с судебными приставами.

К чему привела эта болезнь сегодня?

Компании сегодня испытывают серьезные трудности с ликвидностью. То есть, не уверены, может ли их бюджет покрыть их обязательства. Должников много. А деньги не возвращаются. При этом понять, почему так происходит, не могут? Не могут, прежде всего, собственники компаний. Доклады юристов они обширные, витиеватые, сдобрены юридической терминологией. Про судебных приставов обычно говорят так, - это вообще черная дыра и взыскать с помощью ФССП ничего не возможно.

Все сводится, как поделились со мной владельцы бизнеса к фразе, -"Мы «пробили» нашего должника и у него уже ничего нет". Или он мертв. Это обычные фразы, достаточные, чтобы убедить собственников и руководителей в том, что работа юриста по поиску имущества должника закончена. Задолженность нужно списать.

При этом возникает логичный вопрос. Допустим, выиграны все суды, а на процессы потрачены немалые деньги, юристы зарплату получили, время потратили, а фактического возврата денег в компанию нет. Вообще, зачем тогда компании юридическая служба?

По сути, этот орган становится экономически невыгодным. Даже убыточным. Анализируя с топ - менеджментом и собственниками организаций причины и пути решения этой проблемы выработался алгоритм. Это своего рода самоаудит юридической службы со стороны руководителя организации.

По этому алгоритму любой топ-менеджер может проверить юридический департамент по обозначенным контрольным точкам. Не возвращаются деньги в компанию. Итак, что для этого нужно сделать? Для этого нужно определить – «а был ли мальчик?». Есть ли проблема? Необходимо просто взять на 1 января 2016 года количество договоров с просроченной задолженностью и взять этот же год, но 1 декабря и проанализировать динамику задолженности. Если размер задолженности не изменился, она не возвращена, не погашена - значит, симптомы болезни работы юридического департамента по этому направлению налицо.

Нужно проверять дальше. Где корень заболевания? Причин может быть две. Первая - это суды. Необходимо проверить были ли поданы вообще иски в суд по этим задолженностям. Если исковые заявления подали, то, сколько процентов этих судов выиграли, а сколько проиграли. Причина, по которой юристы даже и не подают в суд, нацелена на списание задолженности с баланса компании бухгалтером. Ему по правилам бухгалтерского учета, ПБУ это называется, разрешено списывать расходы, долги по истечении трех лет.

Это самый прямой и простой путь к образованию задолженности компании. То есть потеря денег даже без попытки их вернуть.  

Вторая. Иски в суд подаются, но суды проигрываются. Здесь необходимо оценить квалификацию юристов. Надо отметить, что квалификация юристов на рекрутинговых сайтах оставляет желать лучшего. Необходимо проверить квалификацию уже действующего юриста и новых сотрудников. Поставить соответствующую задачу отделу кадров.

И обратить внимание на три момента. Первое - образование юриста. Он должен закончить специализированный юридический ВУЗ. Иначе нет достаточных теоретических знаний.

Второе. Выяснить очно или заочно он учился. Это серьезный показатель наличия знаний.

И третье. Посмотреть период работы на предыдущем месте. Если этот срок менее одного года значит, юрист не обладает достаточной квалификацией, что и проявилось в течение года по результатам работы. После этого его увольняют.

К сожалению юристов, с таким прошлым на рекрутинговых сайтах 95% и если изначально не установить фильтр при приеме на работу, то эффективность таких юристов в судебных процессах прямо пропорционально отразится на выигранных и проигранных делах. Последних, конечно же, будет больше.

К слову один год это средний период судебного процесса, что юрист ведет в госсуде. Как раз за этот год юрист показывают свою недееспособность и его увольняют. Соблюдение этого пункта позволит раскрыть и понять работу юриста-судебника по возврату просроченной задолженности на этапе – представление в суде.

Если же аудит по первому пункту покажет, что суды компании выигрывает, то тогда наличие просроченной, непогашенной задолженности указывает на причину №2. Это приставы. Из опыта проведения аудиторских проверок юридических департаментов скажу. Оценить работу юриста с судебными приставами по делу сегодня достаточно легко. Достаточно направить курьера в ФССП. Чтобы он сфотографировал корочку исполнительного дела. На корочке дела с оборотной стороны есть лист ознакомления с процессом исполнительного производства. На этом листе судебный пристав проставляет отметки. Кто приезжал знакомиться с делом, когда приезжал. И если на фотографии лист ознакомления с делом девственно чист, это означает, что юрист компании даже не приезжал к судебному приставу, чтобы узнать о судьбе исполнительного листа и возврате долга в компанию.

Зафиксированы случаи, когда исполнительные листы к приставам не отправлялись. Это второй пункт, но он схож с первым. В этом случае причина заключается в отсутствии в компании KPI, нацеленности направленной на возврат задолженности. Работа юриста по Регламенту заканчивается на получении исполнительного листа. Дальнейшая судьба документа юриста не интересует.

Третий пункт работы с приставом – это когда к приставу кто – то приезжал, но при этом, в деле находятся только результаты базовых действий пристава - запросы на выявление имущества должника в госреестрах. Это входит в обязанности пристава, и он делает это автоматически. Установив, что за должником ничего не зарегистрировано пристав выносит постановление о невозможности взыскания. В дальнейшем этот документ по правилам бухгалтерского учета является основанием для списания задолженности и ее перевода в расходы компании.

И если руководитель компании мотивирует юриста заниматься работой с ФССП, требует хотя бы предоставить ему постановление о невозможности взыскания, то это уже гарантирует, что базовые действия по работе с исполнительным листом пристав сделает.

Базовые действия по поиску имущества не предел. Тем более если у юриста есть установка по-настоящему работать с приставом. А это значит, что он будет приезжать к нему ежедневно. В приемные часы. И в не приемные часы. Подавать массу заявлений, ходатайств, просьб и все это будет подшиваться к делу об исполнительном производстве. Лист ознакомления в этом случае будет полностью исписан. Там при хорошем отношении к делу не должно быть «живого места».

А еще хорошим показателем того, что юрист действительно работал с исполлистом, будет наличие в исполнительном деле жалоб на пристава. Жалоб в вышестоящие инстанции, в судебные органы. Это уже реально показывает, что юрист плотно поработал с приставом по вопросу возврата задолженности.

Вот если после жалоб на пристава у должника так ничего и не найдется, не будет возвращено, то такую задолженность можно списывать с чистой совестью. Практика Арбитражного Третейского суда города Москвы показала, что если суд сам приводит в исполнение свое решение, контролирует исполнение исполнительного листа в ФСПП, в порядке административного надзора, то результат по возврату присужденного достигает 70%.

Я подтверждаю, что работать с судебными приставами, искать имущество должника и обращать на него взыскание с целью погашения задолженности сегодня можно с хорошим результатом. Если же в компании выясняется, что юрист даже не приезжал к приставу, а если и приезжал, но отнесся к работе формально, это означает, что просроченная задолженность в компании никогда не будет погашена и это прямые убытки компании. Такой подход рано или поздно, но неминуемо приведет компанию к банкротству.

При этом самое обидное, что доведя до такого состояния компанию работодателя, юрист просто найдет себе другую работу и пойдет делать ее дальше. Поэтому сегодня спасение утопающего это дел рук самих утопающих. И если топ-менеджмент компании не позаботится о том, чтобы провести самостоятельно аудит по этим пунктам. Не задастся вопросом, а где не дорабатывает в юридической службе механизм возврата задолженности, то он упустит драгоценное время. Долги накопятся, как снежный ком и он просто обанкротится.

В противовес этому, однако сегодня наблюдается ситуация в которой указанными знаниями по проведению самостоятельного аудита руководители не пользуются и придумывают какие-то другие способы работы с должниками. Вместо того, чтобы отстроить юридический аппарат и переориентировать его на возврат задолженности.

Применяют различные способы: экономические, финансовые, действуют в превентивном порядке. За счет увеличения процентов, увеличения стоимости объектов, уменьшения сроков сделок, уменьшения сроков предоставления отсрочек, берут в залог неликвидные объекты, устанавливают предельные лимиты в случае появления просрочки. Но все эти меры они не защищают предпринимателя от невозврата задолженности.

Эти меры всего лишь обеспечивают немного меньшие убытки, риски невозврата задолженности. Взыскать задолженность в полном объеме и настроить процесс по управлению дебиторской задолженностью эти меры не позволят.

Лично мне очень интересно будет узнать, чем закончатся аудиты по вышеуказанным пунктам. И я сегодня собираю сведения о результатах этих аудитов, что позволит в дальнейшем сформировать новые пункты управленческих проверок в отношении работы с дебиторкой. И предоставят более широкий перечень превентивных мер по реальной работе с просроченной задолженностью.

 

 

Поделиться новостью в социальной сети: