Формирование состава третейского суда. Защита от злоупотреблений переходного периода

14.10.2016

Первого сентября 2016 года вступил в силу федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже, новый закон). Закон вводит разрешительный порядок деятельности арбитражных учреждений в России. 

На подготовку третейским судам дан один год со дня установления Правительством России порядка предоставления права осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения, что следует из п. 13,15 ст. 52 Закона об арбитраже. 

Под словом “установление” следует понимать дату вступления в силу указанного порядка, а не дату его принятия. Хотя с точки зрения русского языка синонимами слова «установление» являются слова как «введение», так и «принятие», а слово «установить» значит «утвердить», «ввести в действие». Если же рассматривать днем установления дату принятия, то мы как бы применяем положения закона еще до вступления его в силу. Полагаю, что не могут считаться установленными правила, принятые до вступления в силу закона, во исполнение которого они принимаются. 

В установленный переходный период рассматривать споры, поступившие после 01.09.2016 г., третейские суды обязаны с учетом положений нового закона (в силу п. 7, 9 ст. 52 закона об арбитраже). 

В поддержку вышеизложенного п. 5 ст. 52 закона об арбитраже устанавливает, что арбитражные соглашения, заключенные до дня вступления в силу закона об арбитраже, сохраняют силу (с учетом положений частей 6 и 16 ст. 52 закона об арбитраже) и не могут быть признаны недействительными или неисполнимыми лишь на том основании, что новым законом предусмотрены иные правила, чем те, которые действовали при заключении указанных соглашений. 

Закон прямо говорит в п. 6 ст. 52 о том, что после вступления в силу нового закона спор может быть рассмотрен в том третейском суде, который указан в третейском соглашении, но при при соблюдении иных положений нового закона. 

То есть ранее созданные третейские суды в переходный период вправе рассматривать дела при соблюдении норм нового закона. 

Переходный период - всегда неспокойное время. Период разрушения и становления и, к сожалению, злоупотреблений. 

Новый закон предоставляет много новых, не отработанных механизмов, которые могут быть использованы для усложнения работы третейских судов в переходный период. 

Так, одна из основных процедур в третейском разбирательстве - это формирование состава. 

Ранее процедура формирования состава третейского суда и количество арбитров в постоянно действующем третейском суде в силу п. 2. ст. 10 закона о третейских судах в РФ могло регулироваться правилами постоянно действующего третейского суда. 

По новому закону об арбитраже количественный состав арбитров и процедура определяются сторонами. Другими словами, если стороны в третейской оговорке не согласовали указанный порядок, то действует процедура, установленная законом. 

Так, в силу ст. 10 закона об арбитраже если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются три арбитра. В соответствии с п.3 ст. 11 в отсутствие соглашения сторон о процедуре назначения (избрания) арбитров каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом. 

За нарушение процедуры формирования состава третейского суда ч.5 п.3 ст. 239 АПК РФ предусмотрен отказ в выдаче листа на его принудительное исполнение. Таким образом, при простой третейской оговорке, без расширенных условий о количестве арбитров и формировании состава суда, по всем делам, независимо от их категории и сложности, должны назначаться три арбитра. 

В целом, заложенный законом механизм, не позволяющий арбитражному учреждению определять процедуры назначения арбитров в регламенте, представляется неоправданным. Поскольку процедурная (процессуальная) культура сторон при проведении арбитража остается на довольно низком уровне, одна из сторон осознанно или нет будет бойкотировать выбор судьи и вторая сторона вынуждена будет прибегать к помощи государственных судов с целью назначить арбитра. Указанное обстоятельство существенно затянет процедуру арбитража и увеличит ее стоимость, к тому же создаст дополнительную нагрузку на государственные суды. 

С целью предотвращения злоупотреблений со стороны одной из сторон арбитража, нужно учитывать следующее. 

Если арбитраж начат после 01.09.2016 года, то рассматривать его надлежит по правилам нового закона, но на основании третейского соглашения, заключенного сторонами на основании норм старого закона.

Поскольку третейское соглашение имеет правовую природу сделки (вопрос, конечно дискуссионный, но предположим), следовательно стороны достигли соглашения, выразили волю, по всем условиям, отраженным в ней, исходя из правовых реалий, существовавших до принятия нового закона, пишет "Zakon.ru"

 

Поделиться новостью в социальной сети: