Госдума поправила требования к третейским судам. Законопроект принят во втором чтении

03.12.2015

Госдума вчера одобрила во втором чтении законопроекты о реформе третейских судов (№ 788111-6 и № 788159-6). Поправки, внесенные депутатами, смягчают требования к созданию постоянных арбитражей и более подробно регулируют статус экспертного совета при правительстве, который будет давать рекомендации о том, разрешать ли создание судов. В частности, в нем должно быть не более трети чиновников. Дата вступления в силу законов перенесена на осень 2016 года. 

Требования к третейским судам в принятой вчера редакции смягчены по сравнению с версией, которую обсуждал комитет Госдумы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству ко второму чтению в середине ноября (см. здесь). В частности, теперь в документе нет оценочных требований оценочного — положения о том, что третейские суды должны способствовать «укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота», а арбитры в них — иметь «высокий профессиональный авторитет в юридическом сообществе», из законопроекта решили убрать. 

Теперь требования к постоянным третейским судам стали более формальными: их правила и список рекомендованных арбитров должны соответствовать закону, информация о некоммерческой организации (НКО), при которой они создаются, должна быть достоверной, а сама НКО — быть способной обеспечить работу постоянного арбитража «с учетом состава ее учредителей».

Сохранена основная идея реформы — создание третейских судов при некоммерческих организациях (НКО) с разрешения правительства. Однако более подробно прописан статус экспертного органа при правительстве, по рекомендации которого правительство будет принимать решения относительно третейских судов. Он будет называться Совет по совершенствованию третейского разбирательства. В нем должно быть не более трети чиновников, остальные члены — предприниматели, юристы, ученые и «иные лица».

Впрочем, смягчение требований к арбитражным учреждениям в некоторой степени компенсируется более жесткими требованиями к спискам рекомендованных арбитров. Не менее трети людей в этих списках должны иметь ученую степень и не менее половины — десятилетний стаж работы судьей. При этом один арбитр не может входить в более чем три рекомендованных списка. Впрочем, норма, в которой содержатся эти требования (п. 2 ст. 47 законопроекта) сформулирована неоднозначно. Она начинается с требований к арбитражам, администрирующим международные споры. Поэтому может сложиться впечатление, что для этих же арбитражей устанавливаются и дополнительные требования к спискам арбитров.

Прекратить деятельность третейского суда Минюст сможет по решению суда (в предыдущей версии законопроекта ведомство могло сделать это самостоятельно). Министерство сможет обратиться с таким требованием, если НКО, при которой создан третейский суд, не выполнит предписание о прекращении деятельности при повторном и грубом нарушении законодательства, сообщается на сайте "Zakon.ru"

 

Поделиться новостью в социальной сети: