Маскарад франшиз и фантомов: как третейская оговорка оградит от «франкенштейнов»

26.12.2017

Сегодня российский рынок буквально наводнен предложениями о продаже франшиз на любой вкус, но непременно выгодных, суперприбыльных и совершенно уникальных. Судя по описанию, библейский рог изобилия меркнет пред бьющим франчайзинговым фонтаном. 

Что только не предлагают начинающим, даже мобильные приложения и те уже в ротации. Понятно, что далеко не все выставленные на продажу варианты являются настоящей франшизой. В лучшем случае вездесущие франкенштейны впарят дилерский договор, но могут, убедившись в потере бдительности и вопиющей неосведомленности, оставить неискушенного франчайзи без денег и компании. Мошенники уже давно научились ловко подсовывать вместо успешной модели бизнеса пустоту, воздух или сшитые на скорую руку, нежизнеспособные проекты.

Стоит войти в сеть и вам тут же выпадет множество баннеров о продаже каких-то баснословно выгодных франшиз, приносящих при минимальных вложениях двести-триста процентов прибыли. Сразу могу сказать – эти фантастические обогащения остались в девяностых-нулевых. Сегодня прибыль в 3-10 процентов можно уже рассматривать как показатель рентабельности. Ни одна франшиза никого из нас не озолотит здесь и сразу, как бы ни были убедительны в своих измышлениях «речистые былинники» от бизнеса.

Мне часто задают вопрос – почему мошенники так активно «работают» с франшизами?

Причина проста – в стране по сей день отсутствует Федеральный Закон «О франчайзинге», который бы регулировал эти сложные процессы. То есть получается, что франчайзинг есть, а закона – нет. Идеальные условия для генерирования новых «честных» способов отъема денег у законопослушных граждан! И судя по всему, разработанный законопроект, в подготовке которого я принимала непосредственное участие, будет еще долго блуждать в коридорах Госдумы РФ, предоставляя карт-бланш франкенштейнам всех мастей.

Но, как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Представители МСП могут и должны пользоваться другими законодательными документами. Например, Статьей 54 Гражданского Кодекса, где определены общие положения о правовом режиме наименования и места нахождения юридического лица. Это дает возможность убедиться в фактическом существовании потенциального франчайзера.

Но даже если перед вами не фантом, есть смысл максимально обезопасить свои деньги и бизнес. Обычно начинающим франчайзи я рекомендую придерживаться нескольких абсолютно несложных правил, которые помогли бы избежать необратимых ситуаций.

Во-первых, необходимо собрать информацию на компанию-франчайзера.

Это можно сделать любым способом – через интернет, «сарафанное радио», конкурентов, налоговую инспекцию, ОКВЭД, Рейтинг франшиз, Ассоциацию франчайзеров и проч.

Во-вторых, договоры коммерческой концессии в обязательном порядке нужно зарегистрировать в Роспатенте.

К сожалению, далеко не все предприниматели считают этот шаг целесообразным. И именно среди этой легкомысленной категории большой процент приобретателей лже-франшиз. Плохой знак, если франчайзер упирается, ссылаясь на избыточность процедуры, дефицит времени и массу желающих занять ваше место. Как говорится, обещал, не значит женился. В этих случаях обязать мошенника вернуть ваши деньги практически невозможно.

В-третьих, при составлении договора настоятельно советую включить третейскую оговорку, то есть зафиксировать рассмотрение в третейском суде любых спорных моментов.

Это очень важно, поверьте. Я вообще всегда говорю об отражении в договоре условий расставания, которое значимо не менее, нежели распределение финансовых потоков. Честный франчайзер беспокоится о своей деловой репутации и, как правило, сам заинтересован в помощи третьей стороны при возникновении проблем. Считаю этот пункт – лакмусовой бумажкой при оформлении отношений. Конечно, отказ франчайзера не всегда свидетельствует о том, что перед вами франкенштейн, но в любом случае это маленькие сигналы о большой вероятности будущих трудностей.

Чем опасны замаскированные франшизы? Потерей денег и бизнеса, потраченным впустую силам и времени, горечью поражений. Я знаю несколько историй, когда вместо договора о коммерческой концессии подсовывали дилерское соглашение или документы на поставку товара, и умудрялись дважды содрать паушальный взнос, пишет "HR"

 

Поделиться новостью в социальной сети: