Необходимо ли в коммерческих отношениях бизнес структур решать проблему роста просроченных дебиторских задолженностей? Есть ли современный способ ее решения?

24.01.2017

Необходимо ли в коммерческих отношениях бизнес структур решать проблему роста просроченных дебиторских задолженностей? Есть ли современный способ ее решения?  

Возникновение просрочек в бизнесе, в большинстве своем, продиктовано сложным экономическим положением в экономике. Однако, существует еще и неочевидная причина: практическое отсутствие возможности привлечь должника к гражданской ответственности и вернуть долг, приводит к отсутствию мотивации контрагентов добросовестно выполнять свои обязательства по договорам. В результате, в компаниях-взыскателях, с задолженностями работают во внесудебном порядке и превентивными финансовыми инструментами, которые причиняют дополнительные неудобства и убытки.

Сегодня, просроченная задолженность в компаниях, или списывается на убытки, или продается коллекторам с дисконтом в 50-80%, или пропадает в банкротных делах – должников.

Однако, возврат просроченной задолженности можно решать и в судебно-исполнительных инстанциях! Прерогатива же решения проблем с задолженностями вышеперечисленными внесудебными способами, а не в судебном порядке, продиктована разочарованностью бизнеса в государственных механизмах:

1) Государственные суды из-за своей перегруженности и бюрократического процессуального законодательства, ведут судебные разбирательства очень долго (от полугода и до нескольких лет). В некоторых странах, недоверие бизнеса к госсудам возникло из-за излишней зависимости их от государственной системы отношений или системы межклановых отношений.

2) Судебные приставы, кроме своей колоссальной загруженности, не могут эффективно исполнять судебные решения, и по причине длительности предшествующих судебных процедур, предоставивших должнику сокрыть свое имущество.

Исходя из вышеизложенного, чтобы работа судебного пристава приносила взыскателю реальные деньги, необходимо заменить судебный механизм, на альтернативный механизм, который бы быстро рассматривал иски, и был бы независимым от какой либо государственной или иной системы. 

Такой заменой, во всем мире стала система Третейских судов, регулируемая Европейской конвенцией «О внешнеторговом арбитраже» и внутренними Федеральными законами, присоединившихся к ней, стран. 

Иск рассматривается в течение 2-3 недель. Исполнительный документ выдается госсудами в течение 1-1.5 месяца. Исполнительные документы исполняются судебными приставами так же как и исполнительные документы государственных судов. Рассмотрение исков происходит в месте нахождения самого Третейского суда, независимо от места нахождения сторон в мире. Участие сторон предусмотрено по онлайн-видеоконференцсвязи, что исключает необходимость их личного присутствия в зале судебного заседания. Ознакомление сторон с движением по делу предусмотрено в онлайн Личных кабинетах.

Третейские суды независимы, т.к. не принадлежат государственным структурам и работают на «самоокупаемости» (за счет арбитражных сборов (пошлин), оплачиваемых за рассмотрение исков). Арбитражные сборы распределяются на две части: гонорар судьи и расходы на организацию заседаний. Третейские судьи не находятся «в подчинении» у Третейского суда, а заключают Договор об оказании услуг. Их гонорар оплачивается независимо от результатов принятия судебного решения.

Основные недостатки третейских судов: судебные решения нельзя обжаловать, организация работы и состав руководства суда и третейских судей не всегда внушают доверие, нередкое отсутствие репутации, как деловой, так и судебной.

 

 

Поделиться новостью в социальной сети: