Главное
Сегодня Минэкономразвития внесет в Белый дом новую редакцию антикризисного плана, пишет ("Антикризисный план экономкласса") "Коммерсантъ". Его общая стоимость составляет 830 млрд руб., причем 207 млрд руб. будут взяты из антикризисного фонда, 447 млрд руб. – из бюджета, 40 млрд руб. из ФНБ, а 134 млрд руб. только предстоит найти. План разделен на два раздела – неотложных мер в 2016 году и структурных реформ до 2018 года. Чиновники хотят, в частности гуманизировать уголовное законодательство, отказавшись от лишения свободы за ряд экономических преступлений, совершенных впервые, реформировать контрольно-надзорную и судебную системы, активизировать борьбу с использованием правоохранительных органов в конкурентной борьбе, частично приватизировать госкомпании и смягчить экономические платежи.
Отдельно среди реформ выделен блок, нацеленный на развитие малого бизнеса – это практически все предлагавшиеся правительству меры, включая льготную аренду государственного имущества, либерализацию нестационарной и мобильной торговли, продление действия ЕНВД после 2018 года, упрощение регистрации самозанятых и выдачу им патентов и так далее. Реформы, в отличие от неотложных действий, финансирования не предполагают.
"Коммерсантъ" пишет ("Вмененному налогу приказали долго жить"), что Дмитрий Медведев поддержал предложения о продлении единого налога на вмененный доход и об увеличении предельного размера выручки для использования упрощенной системы налогообложения с 60 до 120 млн руб. Ранее Минфин настаивал на постепенной ликвидации ЕНВД, считая, что режим зачастую используется бизнесом для налоговой оптимизации и сокрытия реальных доходов. С 2018 года его должна была заменить патентная система налогообложения. Теперь же министр финансов Антон Силуанов высказывается в духе того, что "перескакивать с ЕНВД на общий режим налогообложения – очень серьезная дополнительная налоговая нагрузка на малый бизнес". Сам налог, однако, будет переформатирован: появятся градации "для предпринимателей, которые не имеют большого количества работников и оборота", и "для малого бизнеса, который более продвигается к среднему". Эксперты отмечают, что сохранение ЕНВД для властей – шаг вынужденный, поскольку на патенты предприниматели переходят неохотно. Они также говорят, что ЕНВД рано или поздно уберут – его вводили, потому что налоговики не могли контролировать бизнес, но с тех пор возможности ФНС значительно возросли.
Правительство установило предельные тарифы за пользование платными магистралями – от 3 до 12 руб. за километр, пишет "Коммерсантъ". Цена будет рассчитываться исходя из специальной формулы, которая учитывает протяженность участка, скидки в зависимости от времени суток и дня недели и прочие параметры. Документ принят после того, как с критикой политики ценообразования на платной трассе М11 выступил Владимир Путин, поддержавший претензии автомобилистов, недовольных высокими расценками от Северо-Западной концессионной компании, и Генпрокуратуры, в январе предложившей установить предельный уровень цен на проезд. Действующие тарифы пересмотрены не будут, поскольку постановление правительства не имеет обратной силы. Документ адресован скорее не пользователям, а потенциальным инвесторам, говорят эксперты.
Суды
"Ведомости" пишут ("Стокгольмский прецедент"), что Окружной суд Гааги 9 февраля приступит к рассмотрению апелляционной жалобы России на решение о взыскании с нее $50 млрд в пользу бывших акционеров ЮКОСа – "Халли энтерпрайзиз лимитед", "Юкос юниверсал лимитед" и "Ветеран петролеум лимитед". Третейский арбитраж в Гааге в июле 2014 года расценил действия России в отношении ЮКОСа как экспроприацию инвестиций, нарушающую Энергетическую хартию. РФ доказывает, что третейский суд не мог рассматривать этот спор, а заявители не являются в буквальном смысле слова инвесторами: фактические владельцы ЮКОСа – российские граждане, чьи инвестиции были сделаны через подставные компании и в нарушение российского законодательства.
Также теперь российская сторона намерена сослаться на вынесенное 18 января решение апелляционного суда Стокгольма, отменившего постановление стокгольмского арбитража от 25 июля 2012 года о взыскании $2 млн в пользу семи испанских акционеров ЮКОСа. Апелляционный суд, в частности, указал, что арбитраж не обладает необходимыми полномочиями для вынесения подобных решений. В качестве аргумента в споре ссылки на решения по таким делам вполне могут иметь место, но они носят скорее информационный характер, говорит Владислав Кочерин из компании "Кочерин и партнеры".
Но прямого влияния на рассмотрение дела в окружном суде Гааги они не окажут, считает юрист: "Четкие параллели проводить я бы не стал: все-таки там совсем другая юрисдикция и другие основания для оспаривания", сообщает "ПРАВО.ru"