Зачем нужна «третейская оговорка» и почему бизнес идет в третейский суд? Об этом нам рассказал президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного Третейского суда г. Москвы, член Общественного совета Мосгордумы по законодательству Кравцов Алексей Владимирович.
Разделим сферу ЖКХ с точки зрения судебных споров на три сегмента.
Первый — споры между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Это может быть либо управляющая компания, либо сами собственники помещений.
Второй сегмент — отношения между управляющими компаниями и жильцами либо собственниками помещений.
Третий сегмент — отношения между управляющими компаниями и подрядчиками, поставщиками услуг, кроме ресурсных.
В спорах по первому сегменту есть две категории дел: по качеству поставки (ресурсов) и срокам.
В третейских судах это претензии, которые предъявляют потребители к ресурсоснабжающим организациям, а они, в свою очередь, могут предъявлять претензии к своим потребителям за нарушение сроков оплаты поставленных ресурсов.
Ресурсоснабжающая организация знает, что у неё возникают проблемы обеспечения качества ресурсов и сроков поставки. Вопросы с оплатой естественные и регулируются рынком, а вот качество и сроки поставок - «головная боль».
Успех решения заключен в наличии «третейской оговорки» в договоре поставки в разделе «Порядок и разрешение споров» - она указывает на то, что в случае возникновения конфликтной ситуации, спор будет рассматриваться в третейском суде.
Третейский суд рассматривает дело в течение 10 дней (через 30 дней выдаётся исполнительный лист). На практике именно из-за быстроты судебного разбирательства ресурсоснабжающая организация отказывается подписывать в договоре «третейскую оговорку». С одной стороны, потребители хотят получить качественные ресурсы вовремя и обезопасить себя включением «третейской оговорки» в договор, с другой стороны, поставщик отказывается и заставить его невозможно.
В Государственной Думе РФ и в Минстрое России рассматривается вопрос о принудительном обязательстве ресурсоснабжающих организаций подписывать третейские оговорки, но пока это проект. Сообщество сферы ЖКХ реагирует инертно.
Переходим ко второму сегменту - отношения между управляющими компаниями и собственниками помещений. Здесь споры аналогичные. Претензии от собственников помещений к управляющим компаниям касаются оказанных услуг и их сроков, от управляющей компании к собственникам помещений — сроков оплаты: это коммунальные услуги, квартплата и т.д.
В этом сегменте юридических отношений проще: управляющая компания и собственники жилья готовы нести равноправную ответственность друг перед другом.
Приоритет – быстрое решение вопроса. Весы склоняются в сторону жильцов, ведь они оплачивают работу управляющей компании. Но управляющие компании бывают двух видов: те, кто работает хорошо, добросовестно, и кто больше собирает деньги и меньше делает. Вторая категория старается избежать «третейской оговорки».
Такие управляющие организации понимают, в третейском суде их быстро привлекут к ответственности. Для информации - включить «третейскую оговорку» в договор между управляющей компанией и собственниками можно по решению общего собрания жильцов (голосованием при «кворуме»). Если в протоколе собрания будет прописана арбитражная третейская оговорка, тогда обе стороны смогут подать иск в третейский суд на «быструю» процедуру.
Третий сегмент: управляющая компания и контрагенты (поставщики, подрядчики).
Здесь УК - вышестоящая организация по отношению к подрядчикам и поставщикам, потому что она платит. Она может настоять на включении в договор «третейской оговорки» взамен на заказ к подрядчику. Обозначать в договоре возможность третейского разбирательства стороне-исполнителю услуг невыгодно. Опыт сложившихся рыночных отношений показывает, что бизнес выполняет свои договорные обязательства с нарушением сроков и качества. «Третейская оговорка» страхует такие риски.
Система третейского суда в трёх сегментах сферы ЖКХ дисциплинирует контрагентов, повышает ответственность по исполнению своих обязательств.
Приведу пример из практики Арбитражного третейского суда города Москвы.
В Волоколамске организация занимается изготовлением детских городков для дворов. У компании большая часть покупателей - предприятия сферы ЖКХ. Ещё в 2011 году организация включила в договоры «третейскую оговорку» и успешно использует ее до сих пор. Почему ? Большая дебиторская задолженность привела владельца бизнеса в третейский суд. Пять лет назад юристы компании приходили с исками по три раза в неделю. Сейчас - раз в полгода. Летом на конференции я встретился с руководителем этого предприятия и поинтересовался: «Как Вы добились своевременных платежей?». «Алексей Владимирович, у нас круг поставщиков и покупателей один и тот же». – прокомментировал собеседник. «Мы устанавливаем наши городки во дворах Москвы и Московской области. Пропустили по одному разу в 2011 году партнеров году «короткой дорожке» третейского суда - теперь контрагенты добросовестно исполняют обязательства», - добавил он.
Уверен – третейский суд хорошая мотивация для обеих сторон исполнять договорные обязательства «под страхом» неотвратимости и быстроты наступления ответственности.
Отношения в проблемной сфере жилищно-коммунального хозяйства должны прийти с помощью третейского суда к соблюдению обязательств обеими сторонами, сообщается на сайте "Ассоциации менеджеров Жилищно-коммунального хозяйства"