С 1 сентября вступает в силу ФЗ №382 "Об арбитражном (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Эксперты уверены, что после вступления документа в силу третейских судов в РФ станет в разы меньше. Так ли это на самом деле, "РГ" попыталась разобраться вместе с экспертами.
Количество третейских судов значительно сократится, уверена руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦ Инна Ильина. "Виноваты" в этом, прежде всего, новый механизм образования арбитражных учреждений и требования к их составу. Ведь право стать арбитражным учреждением теперь будет предоставляться Правительством РФ, а требования к кандидатурам в список арбитров существенно возросли, - уверена она.
Однако, по мнению председателя Арбитражного третейского суда Москвы Алексея Кравцова, речь идет не о количественном сокращении третейских судов, а, скорее, о наведении порядка в их рядах. Так, из 1500 зарегистрированных в России третейских судов сайты есть всего у 134. "Ни одна приличная организация, а уж тем более суд, не может работать без сайта. А вот мошенническим судам сайты не нужны, да и опасны", - уверен Алексей Кравцов. Поэтому теперь по новому закону наличие собственного сайта является обязательным условием.
"Закон значительно затруднил создание "карманных" судов, которые иногда создавались при крупных организациях, заставлявших своих контрагентов разбирать дела в таких судах, - рассказал "РГ" партнер юридической компании LexProf Михаил Шкловский. - Намного более подробно регламентированы процедуры разбирательств третейских судов. Кроме того, предполагается, что закон повысит уровень разбирательств в третейских судах, что должно повысить количество обращений в третейские суды и снизит нагрузку на суды государственные".
В информационном центре ПБ "Олевинский, Буюкян и партнеры" назвали одновременно главным плюсом и минусом нового закона то, что организовать третейский суд и поддерживать этот статус станет на порядок сложнее. Другими словами, времена "карманных судов" уйдут в прошлое. С другой стороны, новые ограничения усложняют деятельность профессионального сообщества третейских судов.
Новым ФЗ вводятся лицензирование третейских судов и жесткие лицензионные требования. К примеру, обязательным является официальное опубликование сведений об учредителях арбитражного учреждения, усилятся требования к регламентам (правилам) третейских разбирательств. Предъявляются особые требования к составу списка арбитров: их должно быть не менее 30 человек, из которых хотя бы одна треть это юристы с учеными степенями, и как минимум половина арбитров должны быть государственными "судьями в отставке".
Кроме того, станет строже процедура учреждения третейских судов. Как сообщили "РГ" в Арбитражном третейском суде города Москвы, ответственным за третейские суды в Минюсте назначен заместитель министра юстиции Михаил Гальперин.
При минюсте создается Совет по совершенствованию третейского разбирательства, который будет выдавать лицензии вновь создаваемым судам и отзывать лицензии у тех, кто проштрафился. Прямого "отзыва лицензии" не будет. "Минюст за нарушения будет выносить предписания об устранении, а в случае грубых или неоднократных нарушений сможет вынести предписание о прекращении деятельности такого третейского суда, - пояснил "РГ" Михаил Шкловский. - Если третейский суд не ликвидируется добровольно - Минюст будет требовать прекращения его деятельности через суд".
Между тем, эксперты уверены, что реформа третейских судов не окажет никакого влияния на бюджет. "По новому закону они могут учреждаться только некоммерческими организациями и поэтому существенных налоговых отчислений в бюджет ждать не придется, - пояснил "РГ" Алексей Кравцов. - Как соответственно и бюджетных субсидий в третейские суды тоже не предусмотрено. Госкомпаниям или организациям с их участием законом прямо запрещено создавать третейские суды, а значит и расходовать на их содержание бюджетные средства". Однако эксперт не исключает, что третейская реформа может опосредованно повлиять на увеличение налоговых поступлений от бизнеса, который теперь сможет существенно быстрее возвращать себе долги контрагентов, а значит сохранять прибыль и, следовательно, платить налоги.
По его словам, главная цель реформы - в разгрузке перегруженных государственных судов, которые тянут бюджетные деньги, пишет "Российская газета", "SMIONLINE", "Правовое бюро"