Третейским судам запретили рассматривать споры об аренде лесных участков

30.01.2015

Конституционный суд РФ (КС) подтвердил запрет для третейских судов рассматривать дела об аренде лесных участков, пишет "РАПСИ", поскольку такие споры относятся к сфере публичных правоотношений, говорится в определении, опубликованном в четверг на сайте суда. 

С жалобой в КС обратилось лесозаготовительное предприятие ООО «Форест-групп». В 2007 году предприятие арендовало более 14 тысяч гектаров леса в Карелии. В договоре было прописано, что все возникающие споры с государственной стороной предприятие разрешает в собственном третейском суде.

В 2012 году Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия пыталось через этот третейский суд взыскать с предприятия задолженность по арендной плате, неустойку и третейский сбор. Третейский суд посчитал возможным взыскать со своего учредителя лишь часть неустойки. Республиканский арбитраж и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердили законность этого решения.

Арбитражные суды указали, что рассмотренный третейским судом спор о взыскании арендной платы носит гражданско-правовой, (а не публичный, как указали в представители республиканских властей) характер. Также недоказанным суды сочли факт нарушения беспристрастности третейского суда – его председателем являлась учредитель и генеральный директор ООО «Форест-Норд» гражданка П.

В феврале 2014 года Президиум ВАС РФ отменил все судебные решения, указав, что принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить соблюдение лесного законодательства, а отношения в сфере аренды лесных участков характеризуются особой общественной значимостью и подлежат публичному контролю.

Жалобу заявителя на статьи 1, 24, 61, 74, 81, 82, 83, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и статью 26.12 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» КС не принял к рассмотрению.

Лесной фонд, говорится в определении КС, ввиду его жизненно важной роли для общества в целом «представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». При этом КС в своем нынешнем определении сослался на собственные постановления от 9 января 1998 года № 1-П и от 7 июня 2000 года № 10-П, а также определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов. В системе действующего правового регулирования, указал КС, не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

 

Поделиться новостью в социальной сети: