Конституционный суд РФ (КС) подтвердил запрет для третейских судов рассматривать дела об аренде лесных участков, пишет "РАПСИ", поскольку такие споры относятся к сфере публичных правоотношений, говорится в определении, опубликованном в четверг на сайте суда.
С жалобой в КС обратилось лесозаготовительное предприятие ООО «Форест-групп». В 2007 году предприятие арендовало более 14 тысяч гектаров леса в Карелии. В договоре было прописано, что все возникающие споры с государственной стороной предприятие разрешает в собственном третейском суде.
В 2012 году Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия пыталось через этот третейский суд взыскать с предприятия задолженность по арендной плате, неустойку и третейский сбор. Третейский суд посчитал возможным взыскать со своего учредителя лишь часть неустойки. Республиканский арбитраж и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердили законность этого решения.
Арбитражные суды указали, что рассмотренный третейским судом спор о взыскании арендной платы носит гражданско-правовой, (а не публичный, как указали в представители республиканских властей) характер. Также недоказанным суды сочли факт нарушения беспристрастности третейского суда – его председателем являлась учредитель и генеральный директор ООО «Форест-Норд» гражданка П.
В феврале 2014 года Президиум ВАС РФ отменил все судебные решения, указав, что принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить соблюдение лесного законодательства, а отношения в сфере аренды лесных участков характеризуются особой общественной значимостью и подлежат публичному контролю.
Жалобу заявителя на статьи 1, 24, 61, 74, 81, 82, 83, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и статью 26.12 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» КС не принял к рассмотрению.
Лесной фонд, говорится в определении КС, ввиду его жизненно важной роли для общества в целом «представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». При этом КС в своем нынешнем определении сослался на собственные постановления от 9 января 1998 года № 1-П и от 7 июня 2000 года № 10-П, а также определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов. В системе действующего правового регулирования, указал КС, не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.