В Госдуме обсудили концепцию развития третейских судов в России

07.10.2013

В рамках деятельности проекта «Комфортная правовая среда» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной думе состоялся круглый стол по теме «Концепции развития третейских судов в России. Законодательное регулирование».

Участники круглого стола отметили, что институт арбитражного (третейского) разбирательства является важнейшим альтернативным механизмом разрешения исков, широко востребованным как за рубежом, так и в Российской Федерации. Обращение к третейскому судопроизводству позволяет добиться быстрого, конфиденциального и высокопрофессионального разрешения исков.

В сложившихся условиях назрела необходимость в реформировании третейского разбирательства в Российской Федерации с точки зрения совершенствования законодательного регулирования и установления чётких требований к третейским институтам и третейским судьям в целях пресечения существующих злоупотреблений в этой сфере деятельности.

Депутат Государственной думы, координатор партийного проекта «Комфортная правовая среда» и модератор прошедшего круглого стола Рафаэль Марданшин отметил: «Закон «О третейских судах в РФ» был принят более 10 лет назад, за это время было выявлено, что он не в полном объёме устраивает участников правоотношений - как третейские суды и бизнес-сообщество, так и государство в целом».

В ходе мероприятия были презентованы три концепции развития третейских судов в России. Две из них были разработаны Министерством Юстиции РФ и Министерством Экономического Развития РФ, третья – Алексеем Кравцовым, президентом Союза третейских судовпредседателем Арбитражного третейского суда г. Москвы.

В своем выступлении Алексей Кравцов сделал акцент на том, что Союз третейских судов объединяет в себе действующие третейские суды, заинтересованные в развитии этого института. Представленная концепция создана на базе реальной практики последних трех лет современных третейских судов и на 80% совпадает с мнением Минюста.

«Мы считаем, - сказал Алексей Кравцов, - что третейские суды необходимо образовывать как самостоятельные юридические лица в соответствии с законом о регистрации юридических лиц.  При этом они не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме оказания услуг по проведению третейских разбирательств. Принципиально важно, чтобы третейский суд мог извлекать прибыль. Только в этом случае учредители будут видеть перспективы деятельности своей организации и институт третейского судопроизводства будет развиваться».

Арбитражный третейский суд города Москвы – единственный в России, в котором учредитель является председателем суда и действующим третейским судьей. Он не зависит ни от какой коммерческой организации и огражден от каких-либо государственных влияний, что является мотивацией для развития суда и позволяет его руководителю стучаться во все двери, вплоть до правительства России и различных госорганов с законодательными инициативами и предложениями методических рекомендаций по работе отечественных третейских институтов.

Кроме того, как отметил господин Кравцов, необходимо ввести обязательную госрегистрацию третейских судов при Минюсте и определить порядок ликвидации недействующих и недобросовестных третейских судов, а также ввести ответственность третейских судей, в том числе – уголовную, за намеренное нарушение принципов независимости. «Да, это работа следственных органов доказывать умысел на совершение такого действия, но наличие уголовной ответственности будет дисциплинировать третейские суды», - заметил председатель Арбитражного третейского суда города Москвы.

В заключение Алексей Кравцов отметил, что представителям бизнеса в первую очередь важна независимость третейского суда и исполняемость его решений. Разрешив эти две проблемы на законодательном уровне, институт третейских судов станет интересным бизнес-сообществу и приобретет в его лице надежного помощника в быстром и эффективном рассмотрении экономических исков.





Участники круглого стола также заслушали доклад о форуме, проведённом этим летом в Санкт-Петербурге, на котором обсуждались перспективы развития третейского правосудия. Обсуждения проходили с участием депутатов Государственной Думы, членов совета Федерации, судей Высшего Арбитражного суда и представителей министерств и ведомств, а также третейских судов, адвокатского сообщества и бизнес-сообщества.

«Исходя из уровня проработанности предложенных концепций, мы видим необходимым поддержать предложения, внесённые в концепцию Министерства Юстиции РФ, - заявил Рафаэль Марданшин. - Мы считаем, что они отражают большинство предложений других концепций.  Конечно, остаются спорные вопросы, которые нам ещё предстоит обсуждать в ходе подготовки законопроекта, в том числе это вопрос юридического статуса третейского суда. Министерство Юстиции РФ предлагает сделать третейские суды отдельными юридическими лицами – некоммерческими организациями. Мы будем учитывать высказанные предложения участников круглого стола при дальнейшей работе над законопроектом.  Также мы будем просить Министерство Юстиции РФ не затягивать вопрос разработки и внесения законопроекта».

Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы, Координатор Либеральной платформы Владимир Плигин подчеркнул необходимость развития института третейских судей и отметил, что в числе прочего, данная работа будет вестись в рамках рабочей группы, занимающейся объединением ВАС РФ и ВС РФ, которую возглавляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин. «Мы готовы популяризовать третейские суды», - подчеркнул Плигин.

Участники круглого стола продолжат собираться на различных площадках, в том числе в рабочей группе Министерства Юстиции РФ. «Мы пришли к ситуации, когда концепцию необходимо превращать в законопроект и обсуждать его, прорабатывая максимально подробно, учитывая мнение профессионального сообщества и представителей бизнеса», – заключил Рафаэль Марданшин.

Поделиться новостью в социальной сети: