Власти скрывают сколько стоит оборона по "делу ЮКОСа"

20.12.2016

Россия защищается в иностранных судах от бывших акционеров ЮКОСа через специально созданную для этого НКО. Ее отчетность должна публиковаться по закону, но этого не происходит. Минюст отказался предоставлять ее РБК

В начале 2015 года Россия создала автономную некоммерческую организацию «Международный центр правовой защиты» (МЦПЗ), которой было поручено координировать юридическую защиту российских госактивов от притязаний бывших акционеров ЮКОСа в различных странах. Судебные процессы шли или идут в семи странах, на кону — $50 млрд, которые экс-акционеры ЮКОСа (их интересы представляет гибралтарская GML) пытаются взыскать с России. Расходы на суды могут достигать десятков миллионов долларов, говорят опрошенные РБК эксперты, но сколько точно Россия тратит на оборону по «делу ЮКОСа», сказать невозможно. Хотя закон об НКО предписывает всем некоммерческим организациям публиковать отчеты о поступлении и расходовании средств, отчетность МЦПЗ до сих пор не опубликована на специальном портале Минюста, министерство и МЦПЗ также отказались предоставить ее РБК.

МЦПЗ «своевременно представляет» в Минюст все документы (это значит, что отчетность за 2015 год была предоставлена до 15 апреля 2016 года), следует из ответа пресс-службы Минюста на запрос РБК. Но если документы переданы на бумажном носителе, Минюст не обязан их публиковать или предоставлять по запросам граждан или организаций, следует из ответа. По состоянию на 19 декабря отчетности МЦПЗ в соответствующей базе на сайте Минюста не было. «Мы эту информацию напрямую обязаны представлять в Минюст, что мы и сделали», — сказал РБК гендиректор МЦПЗ Андрей Кондаков, отказавшись от дальнейших комментариев.

«Когда НКО подает отчетность не через процедуру размещения на сайте Минюста, а просто в бумажном виде, очень часто эти отчеты не появляются в общей базе данных. И хотя министерство брало на себя обязательство создать единую и публичную базу данных отчетов НКО, принимая и продолжая принимать отчеты в бумажном виде, оно создает лазейку для сокрытия данной отчетности некоторыми НКО», — говорит аналитик центра «Трансперенси Интернешнл — Р» Анастасия Иволга.

При этом в данном случае сама НКО является структурой, де-факто подконтрольной Минюсту. Хотя МЦПЗ формально был учрежден двумя государственными научными институтами, он является официальным агентом Министерства юстиции, рассказывал Кондаков в октябрьском интервью «Ведомостям». «Я не могу, к сожалению, обсуждать бюджет. Могу только сказать, что Минюст справедливо требует представлять детализированные до последней копейки отчеты о затратах на услуги юридических фирм и сопутствующих расходах и внимательнейшим образом все проверяет», — признавался он.

Необъявленная секретность

Из бухгалтерского баланса МЦПЗ (есть в базе СПАРК. — РБК) следует, что поступлений у нее больше чем 3 млн руб. за год, а значит, организация должна предоставлять полную отчетность, включая документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, отмечает Иволга. Оборотные активы МЦПЗ только на конец 2015 года составляли 881 млн руб., «добровольные имущественные взносы и пожертвования» — 212 млн руб., следует из базы СПАРК. Из отчетности перед Минюстом могло бы быть видно, сколько центр получил из федерального бюджета или от российских организаций и граждан, сколько потратил на целевые мероприятия.

В федеральном бюджете никак не отражаются расходы по «делу ЮКОСа», но есть ассигнования на основное мероприятие «Обеспечение защиты интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, касающихся финансовых претензий к Российской Федерации», главным распорядителем по которому является Министерство финансов.

В 2016 году по этой статье выделено 4,71 млрд руб., на 2017 год выделяется 3,38 млрд руб. Пресс-служба Минфина не ответила на вопрос, в какой статье бюджета проходят расходы по «делу ЮКОСа». Эти расходы могут проходить и как субсидии юрлицам (в открытой части бюджета субсидий АНО «МЦПЗ» не встречается, но отдельные субсидии юрлицам предоставляются согласно секретному приложению, следует из проекта бюджета на 2017–2019 годы). Пресс-служба Минюста не ответила на вопрос РБК о том, наложен ли на отчетность МЦПЗ гриф секретности. Но из пояснений ведомства следует, что никаких принципиальных препятствий для раскрытия этой информации нет — просто это должен сделать МЦПЗ. «Предоставление отчетов на бумажном носителе не освобождает некоммерческую организацию от обязанности размещения отчетности на информационном портале о деятельности некоммерческих организаций или от опубликования в СМИ», — говорится в ответе.

Размещению в интернете не подлежат отчеты и сообщения НКО, «содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством», следует из приказа Минюста 2010 года о порядке размещения в интернете отчетов некоммерческих организаций, передает "РБК"

 

 

Поделиться новостью в социальной сети: