Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ и нормативные акты Правительства РФ, Центрального Банка РФ и Росфинмониторинга устанавливают уголовную и административную ответственность для финансовых компаний.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (выписку прилагаю) указаны признаки, квалификации преступлений по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, касающиеся совершения «фиктивных» гражданско-правовых сделок по отчуждению преступных денежных средств или имущества, с приданием «видимости» их легальности.
"Неэффективная или неполноценная внутренняя работа» компании с дебиторской задолженностью, может указать надзорным и правоохранительным органам на наличие вышеуказанных признаков легализации или финансирования терроризма. Что может повлечь неблагоприятные последствия: от обвинения в соучастии в преступлении, до отзыва лицензии"
Таким образом, Службе Внутреннего Контроля необходимо контролировать работу с дебиторской задолженностью сотрудниками добросовестной компании, чтобы избежать необоснованных обвинений в преступлениях.
Организовать такой внутренний контроль можно двумя этапами:
1) Иметь письменные критерии этапов договорной, менеджерской, претензионной, исковой и судебно-приставской работы, путем разработки «пошаговых» Регламентов и внедрения их в трудовые отношения.
2) Иметь в штате высококвалифицированных контролёров.
1. На практике выясняется, что «Регламенты и Должностные инструкции по работе с дебиторской задолженностью» в компаниях имеют «поверхностный» характер и не отражают пошаговые обязанности сотрудников. Данное обстоятельство лишает контролера возможности объективно оценить эффективность и полноценность работы сотрудников по возврату дебиторской задолженности. И снизить риски возникновения подозрений правоохранительных и надзорных органов в совершении компанией легализации преступных средств и в финансировании терроризма.
2. На практике выясняется, что на кадровом рынке очень мало высококвалифицированных специалистов, обладающих надсистемными знаниями в области ведения договорной, менеджерской, претензионной, исковой и судебно-приставской работы. При «поверхностных» Регламентах, такой контролер также лишается возможности оценить эффективность и полноценность работы сотрудников по возврату дебиторской задолженности. И вовремя спасти компанию от обвинений в легализации.