Коллекторы констатируют сокращение доли клиентов банков, указывающих ложные сведения о себе
По мере усиления закредитованности недобросовестным заемщикам становится всё сложнее скрываться. Указывая в анкете ложные сведения, клиент должен быть готов к тому, что его всё равно найдут: арсенал методов поиска информации о должниках постоянно расширяется. За три года доля клиентов-«призраков» упала на 8 п.п., до 17%. Это следует из расчетов, которые коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» сделало специально для «Известий». По словам экспертов, сейчас банки неохотно кредитуют даже добросовестных заемщиков, а указав ложные сведения, можно навсегда попасть в черный список.
По данным «Секвойи», в 2014 году недостоверные данные в анкете (ложные адрес, номер телефона, электронную почту) указывали четверть клиентов, обратившихся в банки за кредитами. В 2015 году — 22%, а в этом — 17%. На практике недостоверные сведения выявлялись банками и коллекторами на этапе, когда допущена просрочка по кредиту. В этот момент начинались поиск должника и попытки связаться с ним.
По закону о коллекторской деятельности (вступил в силу в июле этого года) взыскатели не могут звонить должникам чаще двух раз в неделю и по ночам, а также пытаться встретиться лично чаще одного раза в неделю. Недобросовестным клиентам установленные рамки — на руку, а службы взыскания кредитных организаций и коллекторские агентства вынуждены искать альтернативные пути поиска заемщиков, совершенствовать скоринговые модели и более активно обмениваться информацией о злостных должниках.
— С наступлением кризиса финансовое положение заемщиков резко ухудшилось и многие из них перестали справляться со своей финансовой нагрузкой на фоне общей закредитованности. Поэтому банки стали более тщательно оценивать платежеспособность своих клиентов, — комментирует президент «Секвойи» Елена Докучаева. — В свою очередь, профессиональные службы взыскания пытаются найти новые возможности, чтобы установить корректную контактную информацию о должнике и быстрее установить с ним связь.
Как ранее сообщали «Известия», для поиска сведений о должниках коллекторы стали использовать соцсети, сайты по поиску работы. По словам Елены Докучаевой, крупные игроки начали вкладываться в развитие IT-систем (аналог скоринга банков), чтобы увеличить эффективность взыскания просроченной задолженности.
— Благодаря новым методам нам удалось увеличить эффективность взыскания более чем на 20%, — отметила Елена Докучаева. — Таким образом, в случае возникновения просроченной задолженности стало возможным без затруднений и в самые кратчайшие сроки выйти с проблемным заемщиком на связь.
Отсев клиентов на этапе рассмотрения кредитных заявок становится еще более тщательным — банкам не нужны портфели невозвратных кредитов, пишут "Известия"