Минэкономразвития РФ по ранее направленным законодательным инициативам СОЮЗА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ внесло в проект Закона "О Федеральной контрактной системе", опубликованный 13.02.2012 г., статью предусматривающую разрешение исков Государственных заказчиков с исполнителями Государственных контрактов в Третейских судах, путем включения в Государственные контракты третейской оговорки. Данная возможность для Государственных заказчиков отражена в ч. 8 ст. 33 Проекта Закона и звучит следующим образом: "При заключении контракта по соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче исков между его сторонами на разрешение третейского суда. При этом в контракте должны быть определены виды исков, разрешение которых осуществляется в третейском суде, а также условия участия сторон контракта в расходах, связанных с разрешением исков в третейском суде". torg94.ru/zak.php3
Данная формулировка позволит Государственным заказчикам централизовано использовать быстрое и эффективное судебное разбирательство с недобросовестными исполнителями Государственных контрактов, путем обращения в Третейские суды. Тем более, что этой процедурой уже давно и успешно пользуется подавляющая часть Государственных заказчиков.
Позицию СОЮЗА и Минэкономразвития РФ, также официально поддерживает Торгово-промышленная палата РФ.
Однако, ФАС РФ в своем варианте Проекта Закона "О ФКС" возможность разрешения исков в Третейских судах полностью исключает. Статья 8 Проекта закона от ФАС РФ гласит : "8. Расторжение контракта допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, исключительно по соглашению сторон, решению арбитражного суда или суда общей юрисдикции, а также в порядке, предусмотренном главой 8.1 настоящего Федерального закона.". Такой вариант судебного разрешения исков с участием Государственных заказчиков направляет их только в Государственный суд.
В ближайшее время все проекты Закона "О ФКС" будут направлены в Государственную думу для окончательного формирования и утверждения.
Пресс-служба
СОЮЗА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
Комментарий Президента Союза, Председателя Арбитражного третейского суда города Москвы Алексея Кравцова-
"Минэкономразвития РФ правильно оценивает нынешнее состояние судебной системы. Государственные суды переполнены работой, государственные судьи массово увольняются из-за колоссальных нагрузок, судебные разбирательства с исполнителями Государственных контрактов, даже по самым очевидным искам, тянутся от полугода и до нескольких лет. Разбирательство в Третейском же суде проходит в течении 10 дней. Судебное решение сразу вступает в законную силу, что существенно экономит время и расходы судебных разбирательств Государственных заказчиков с недобросовестными исполнителями Государственных контрактов. Позиция ФАС РФ, возможно, связана с незнанием реального положения дел в Государственной судебной системе и положительной судебной практикой Третейских судов по разрешению исков с участием Государственных заказчиков. Возможно, позиция ФАС РФ также связана с его неосведомленностью с проблемами Бюджетных учреждений (больниц, детских садов), в условиях приближающихся холодов, когда подрядчик не приступил к ремонту отопительной системы или не собирается ее завершать, а расторжение контракта, замена подрядчика и взыскание ущерба Государства в Государственном суде будет проходит минимум полгода. Третейский же суд проводит этот процесс за 10 дней, позволяя максимально быстро обеспечить помещения теплом, а бюджет- возвратом финансов.
Полностью поддерживаю Минэкономразвития РФ и Торгово-промышленную палату РФ, и надеюсь, что ФАС РФ также присоединится к ним для целей создания в Российской Федерации максимально эффективной Федеральной контрактной системы."