Депутаты выступили против лицензирования российских третейских судов

16.10.2015

Сразу четыре депутата Государственной Думы РФ из Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству выступили против предложения Минюста России ввести разрешительный порядок деятельности третейских судов на территории Российской Федерации. Депутаты Ищенко А.А., Карагинов С.Г., Сухарев И.К. и Черкасов К.И. внесли в Комитет таблицу поправок к проекту Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", разработанный Минюстом, который сейчас Комитет готовит ко второму чтению, в которой они предлагают исключить раздел законопроекта, устанавливающий обязанность организациям, учреждающих третейские суды, получать в Правительстве РФ специальное Разрешение на деятельность. Напомним, что именно эта инициатива чиновников Минюста была раскритикована юридическим и профессиональным сообществом, о чем было заявлено на многочисленных конференциях и круглых столах, в том числе и в самой Госдуме, а также в ряде письменных обращений лично председателю Комитета Павлу Крашенинникову с просьбой не допустить этого незаконного положения закона.

Выдача разрешений Государством на деятельность института гражданского общества, которым и является институт третейских судов не может быть поставлена под государственный надзор по определению, т.к. это требует расходы бюджета и вводит чрезмерное государственное воздействие, о недопустимости которого указала Глава государственно-правового управления Президента РФ Лариса Брычева в заключении от 03.07.2014 г. № А6-6328 на законопроект. Цитата из заключения: ".. установлена сложная, но недостаточно четко урегулированная процедура выдачи разрешений на организацию деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения. Следует иметь в виду, что выдача разрешения, как властно-административное полномочие влечет обязанность органа, выдающего такое разрешение осуществлять контроль за исполнением требований о разрешительном порядке деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения. В связи с этим необходимо отметить, что третейские суды не должны быть подчинены государственным судам или федеральным органам исполнительной власти, поскольку они имеют договорную природу. Таким образом, наделение государственных судов или федеральных органов исполнительной власти многочисленными существенными полномочиями, влияющими на деятельность третейских судов, нежелательно. 

При этом, вся общественность согласна с тем, что необходимо ввести государственный реестр третейских судов с возможностью через государственный суд ликвидировать недействующие или преступные третейские суды. Депутаты предложили вести этот Реестр Верховному суду РФ, что вполне логично. Более того, проектом Закона предусматриваются еще и очень коррупционно-емкие положения о правилах выдачи и отзыва этих самых Разрешений для третейских судов. Так, например, при принятии решения о выдаче Разрешения, Минюст должен оценить наличие у соискателя «репутации», «высокого уровня организации», «высокого уровня финансового обеспечения», «способность к развитию арбитража, укреплению законности, деловых отношений и делового оборота»; наличие у третейских судей «высокого профессионального авторитета в юридическом сообществе»). Размытость и оценочность данных требований может привести к развитию коррупционной составляющей принятия таких решений, а также к искусственному отбору угодных и неугодных третейских судов. Ненужность последних указанных положений законопроекта, также поддержал еще один депутат Госдумы РФ из этого же Комитета - Рафаэль Марданшин, который еще и возглавляет в партии "Единая Россия" проект "Комфортная правовая среда".

По словам заведующего кафедрой предпринимательского права МГУ им. Ломоносова, доктора юридических наук, профессора, Губина Евгения Парфирьевича, выступившего на круглом столе в Госдуме, введение разрешительной системы работы для третейских судов подразумевает установление для них определенных требований, а значит и дальнейший контроль за исполнение этих требований. Любой процесс контроля требует наличия специалистов в области деятельности контролируемого и влечет расходы бюджетных средств на эту процедуру. При этом, отметил Евгений Губин, общий контроль со стороны государства несомненно нужен, в итоге, достаточно к третейским судам применить обычный госреестр, как, например, для участников рынка ценных бумаг.

Предложения общественности о блокировании этих положений проекта закона также приняты и председателем Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. 


 

Поделиться новостью в социальной сети: