Минэкономразвития подтвердил возможность государственным заказчикам заключать третейские соглашения

23.08.2013

Минэкономразвития подтвердил возможность государственным заказчикам заключать третейские соглашения с исполнителями государственных контрактов и обращаться с исками в третейские суды.

Письмо с таким заключением поступило в адрес президента Союза третейских судов, председателя Арбитражного третейского суда города Москвы Алексея Кравцова в ответ на обращение в Правительство Российской Федерации.

Крайняя загруженность государственных судов не позволяет им оперативно принимать решения. В результате дела по очевидным искам затягиваются на несколько месяцев. И даже если после длительных разбирательств обе стороны иска уже готовы мирно урегулировать конфликт, препятствием к миру становятся процессуальные проволочки.

Коммерческий арбитраж рекомендует сторонам договора заключать альтернативное третейское соглашение. Оно отличается тем, что предусматривает возможность для истца обращаться на выбор как в государственный, так и в третейский суд.

Более 50% структурных подразделений Правительства Москвы включают третейскую оговорку в госконтракты – это департаменты, управы, префектуры, дирекции единого заказчика, ГУПы. В практике Арбитражного третейского суда города Москвы иски в сфере государственных закупок составляют 30% от общего количества рассматриваемых дел, 80% из них заканчиваются в пользу госзаказчиков. Как объясняет председатель суда Алексей Кравцов, причина отказа в положительном решении для истца очевидна: госзаказчик сам нарушает условия контракта, не совершив вовремя платеж или не предоставив подрядчику в определенный срок объект для работы.

По словам Алексея Кравцова, Арбитражный третейский суд города Москвы рассматривает иски по госзаказам с 2011 года, при этом государственный суд при выдаче исполнительного листа обязательно проверяет наличие компетенции коммерческого арбитража рассматривать тот или иной иск.

Однако на пути подписания госконтрактов с третейской оговоркой неожиданно встал ФАС России, объясняя запрет государственным заказчикам заключать третейские соглашения и обращаться за разрешением исков по государственным контрактам в третейские суды Российской Федерации тем, что коммерческий арбитраж не относится к государственной судебной системе. В частности, письмо ФАС по городу Москве гласит следующее: «…Московское УФАС России рекомендует государственным заказчикам избегать включения в проект госконтракта положений о разрешении всех исков, разногласий и требований, возникающих из контракта, исключительно в третейском суде».

Считая такие действия превышением полномочий и нарушением действующего законодательства, Союз третейских судов обратился в Правительство Российской Федерации: могут ли иски по государственным контрактам передаваться на рассмотрение в третейский суд. Аргументы в пользу коммерческого арбитража подтверждены законодательством: право сторон гражданско-правового иска на его передачу в третейский суд закреплено Конституцией и Гражданским Кодексом РФ.

«Действующее законодательство не предусматривает прямого запрета государственным заказчикам заключать третейские соглашения с исполнителями государственных контрактов и обращаться с исками в третейские суды», - говорится в ответе Минюста за подписью директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития К.И.Степанова.

«Чтобы избежать недоразумений и сомнений в будущем, - объясняет президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда города Москвы Алексей Кравцов, - Союз третейских судов выступил с инициативой разработать методические рекомендации, объясняющие порядок разрешения исков по государственным контрактам в третейских судах в Российской Федерации». Рекомендации определят правовые основы обращения участников госзакупок в третейский суд, порядок и основания заключения третейских соглашений, источники оплаты третейских сборов для госзакзачиков, методику выбора третейского суда для рассмотрения исков.

Поделиться новостью в социальной сети: