«О невозможности обратиться в ООН по вопросу запрета разрешать споры по государственным контрактам в третейских судах» (Аналитическая записка)

13.11.2014

1. Судебные органы, существующие в рамках системы ООН, и их компетенция по рассмотрению споров:

 Международный Суд ООН является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Учрежден Уставом Организации Объединенных Наций (1945 г.) для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Международный Суд ООН функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом с 1946 г.

На Международный Суд ООН возложено две функции:

1) разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами;

2) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Согласно части 1 статьи 34 Статута Международного Суда ООН только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

Таким образом, Международный Суд ООН не может принимать к производству и рассматривать дела частных лиц (физических, юридических) против государств и других ответчиков. Международные Суд ООН – специализированный международный судебный орган, который наделен специальной компетенцией в области международного права и не может разрешать споры, касающиеся внутреннего права государств, ни в отношении вопросов права, ни по вопросам факта.

Дополнительные сведения (справочно): Международный Суд ООН не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц. Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде, а также Международного уголовного суда.

Международный Суд ООН следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству. Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву.

2. Нормативная основа:

2.1. Основным документом по третейскому рассмотрению споров, действующим в рамках системы ООН, является Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая в 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция).

Указанная Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица (часть 1 статьи 1). Он содержит положения, касающиеся признания сторонами арбитражной оговорки (соглашения), признания арбитражных решений как обязательных, оснований для отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения и т.п., т.е. регламентирует отношения между государствами по признанию и исполнению иностранных арбитражных решений.

Конвенцией не предусмотрено создания специализированных органов (суда, комиссии) по контролю за ее исполнением государствами, поскольку она формулирует только общие принципы взаимоотношений государств в отношении своего предмета регулирования.

2.2. Основной блок документов по вопросам регламентации третейского разбирательства принадлежит Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ – основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли):

1) Образцовые правила арбитражного процесса ЮНСИТРАЛ (1958 г.)

2) Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (пересмотренный вариант) (1977 г.)

3) Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985 г.)

4) Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства (1996 г.)

5) Рекомендации в помощь арбитражным учреждениям и другим заинтересованным органам в отношении арбитражных операций согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ

Однако все указанные документы также касаются именно регламентации деятельности третейских судов, создаваемых для решения споров в сфере международной торговли, и, кроме того, носят рекомендательный характер.

Таким образом, в настоящее время на международном уровне – в системе ООН – отсутствуют механизмы, позволяющие обратиться за защитой по поставленному вопросу, поскольку он касается исключительно внутреннего права государства (Российской Федерации).

Поделиться новостью в социальной сети: