В соответствии с законодательством, как вы знаете, мы готовим заключение на закон об исполнении федерального бюджета, в данном случае за 2016 год. Ну и естественно на сводный доклад, который предоставляется одновременно с проектом закона об исполнении федерального бюджета. Прежде чем перейти к характеристикам тех проблем, о которых я бы хотела сказать применительно к бюджету, я буквально несколько слов хотела бы сказать о прогнозных показателях, которые ложатся в основу расчета бюджета, поскольку мы с вами находимся в преддверии внесения Правительством закона в Государственную Думу. Вчера, как вы знаете, состоялось рассмотрение, но, тем не менее, было обращено внимание, в том числе и Министром экономического развития, на необходимость уточнения отдельных позиций прогноза, ну и соответственно, они повлекут за собой уточнение расчетов бюджета. Почему именно в такой постановке? Потому что хочу обратить внимание, что, несмотря на позднее внесение поправок в закон о бюджете 2016 года практически все бюджетообразующие показатели оказались перевыполненными. За исключением отдельных позиций, на которые я хочу обратить внимание, поскольку они очень жестко связаны с параметрами расходов и доходов бюджета. Первое – уровень инфляции. Он у нас оказался самым низким с 1992 года и составил 5,4% в годовом измерении. Негативно сложился показатель по реальным доходам населения, и мы наблюдаем самые низкие реальные доходы населения, начиная с 1999 года, падение, как вы знаете, составило 5,9%. И, наконец, еще один показатель, который существенно влияет на расчеты доходов бюджета – это курс. И его укрепление, как уже было отмечено Минэкономразвития, оказалось большим, чем планировалось при внесении поправок в закон о бюджете 2016 года.
Теперь о бюджете. Доходы бюджета были перевыполнены по сравнению с теми, которые были уточнены на 91,4 млрд рублей. Мы, когда вносились поправки, обращали внимание Министерства финансов что, скорее всего, они будут перевыполнены. Но, тем не менее, были приняты те параметры, которые, собственно, еще раз повторюсь, и оказались перевыполненными. На что бы применительно к доходам я бы хотела обратить внимание и что, на мой взгляд, является важным.
Первое. Были приняты поправки в бюджетное законодательство, которые предполагали, что все доходы бюджета должны рассчитываться на основе принятых и согласованных Министерством финансов методик расчета доходов. Это в равной степени относится как к налоговым доходам, так и к неналоговым. К сожалению, когда мы и проверяли бюджет 2016 года, и проектировки 2017 года – эта работа соответствующими главными распорядителями завершена не была. И это, кстати говоря, в том числе стало следствием того, что по одним главным администраторам доходы были существенно перевыполнены, по другим наоборот существенно недовыполнены. Совместно с Министерством финансов были отработаны поправки в Постановление, которое устанавливает методологию расчета соответствующих видов доходов. Такие поправки были приняты в апреле 2017 года, и мы очень рассчитываем на то, что сейчас применительно к бюджету 2018-2020 годов все недостатки, которые были и в 2016, и в 2017 году будут устранены. Во всяком случае, Министерство финансов нас в этом заверило.
Кроме того, в соответствии с неоднократно уже обсуждавшимся в этом зале поручением Президента по эффективности использования бюджетных ресурсов, Правительством были приняты две дорожные карты. Первая дорожная карта – это по улучшению администрирования доходов, а вторая дорожная карта по сокращению дебиторской задолженности, об исполнении которых я буквально несколько слов сейчас скажу.
Первое. То, что касается реализации дорожной карты по улучшению администрирования доходов. Она предусматривает 69 мероприятий, 67 из которых падали на 2016 г. К сожалению, выполнено было только 42 мероприятия и, как следствие, мы имеем следующие показатели по дебиторской задолженности и по задолженности в бюджетную систему, я имею в виду доходов.
Дебиторская задолженность по доходам на 1 января 2017 г. у нас составила 2,2 трлн руб. и возросла на 324 млрд, то есть на 13,7%.
Здесь я хочу обратить внимание на то, что, к сожалению, пока в структуре этой задолженности числится дебиторская задолженность по нарушению валютного законодательства, которое администрировалось ликвидированным Росфиннадзором. Росфиннадзор практически в полном объеме передал эту задолженность Федеральной таможенной службе за небольшим исключением, которое отошло к Федеральной налоговой службе. Но пока существенных изменений по сокращению этой задолженности нет, хотя мы с вами в 2017 г. приняли поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют Правительству работать с этой дебиторской задолженностью, в том числе по ее списанию. Но в этой связи я хотела обратить внимание, что из-за такой передачи большого объема задолженности Федеральной таможенной службе доля дебиторской задолженности Федеральной таможенной службы в общем объеме с 3,4% в 2015 г. возросла до 36,7% в 2016 г. К сожалению, это факт, который связан с ликвидацией Росфиннадзора.
Что касается совокупной задолженности по налогам, сборам, таможенным платежам, пеням и штрафам в бюджетную систему, за исключением задолженности по страховым взносам, о которой мы будем говорить на заседании в четверг, она составила 1,4 трлн руб., возросла на 20,6% за 2016 г.
Безусловно, в рамках этой дорожной карты, о которой я сказала, и в рамках мероприятий, которые реализовывает Министерство финансов и входящие в него сейчас структуры (налоговая служба, таможенная служба, Росалкогольрегулирование) осуществляется реализация мер, направленных на мобилизацию задолженности. Те инструментарии, которые сегодня создает или создала Федеральная налоговая служба, (создается информационный ресурс между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой) позволяют улучшить администрирование доходов, что, собственно, мы видим по исполнению бюджета 2017 г, особенно в части Федеральной налоговой службы, но пока таких существенных успехов не наблюдаем по Федеральной таможенной службе.
Теперь что касается расходной части бюджета. Расходная часть бюджета недовыполнена на 1,3%, это низкий показатель по сравнению с предыдущими годами. Но, тем не менее, в миллиардах рублей он оценивается практически в 220. Что стоит за этой цифрой? За этой цифрой стоит 27,4 млрд руб. специальным образом зарезервированных средств, в том числе на реализацию первоочередных мероприятий по поддержке экономики, которые остались нереализованными, 20,4 млрд руб. по подготовке Чемпионата мира по футболу – в связи с непредставлением соответствующей документации на оплату и длительностью процессов оформления правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство, неполном использовании на 20,3 млрд руб. средств дорожного фонда и экономии на 16,7 млрд руб. расходов по обслуживанию государственного долга. Кстати, на это мы тоже обращали внимание, когда шли поправки в бюджет 2016 г.
Наибольший объем неисполненных показателей по открытой части у нас сложился по Росавиации, Росавтодору, Минпромторгу и Минэкономразвития. В основном, динамика от 12,5 млрд руб. у Минэкономразвития до практически 20 млрд руб. по Росавиации.
Самым напряженным с точки зрения исполнения был 4 квартал. В декабре 2016 г. кассовые расходы составили 19,8% . Это самый высокий показатель за последние 5 лет.
Теперь то, что касается реализации дорожной карты по дебиторской задолженности по расходам. Здесь, к сожалению, ситуация не улучшилась. У нас дебиторская задолженность за 2016 г. увеличилась на 485 млрд руб. или на 14,8%, несмотря на все меры, которые предпринимались Министерством финансов по этой работе. Я просто сразу хочу сказать, что Министром финансов был утвержден типовой план по работе с дебиторской задолженностью, но, к сожалению, по отдельным федеральным органам власти мы имеем достаточно удручающую картину. Если говорить об открытых ведомствах, то по Минспорту дебиторская задолженность составляет 62,2% его годовых расходов, по Росавиации — 50,3%, по Минпромторгу — почти 30%, а дебиторская задолженность по госкорпорации Роскосмос превысила его расходы годовые на 20,2%.
Безусловно, все это было предметом наших контрольных мероприятий, и мы обращали внимание наших коллег на недопустимость такой ситуации. Сейчас они работают в рамках исполнения представлений по итогам проверки за 2016 г., о чем мы вас, безусловно, проинформируем, когда будем представлять наш годовой отчет. Значит, очень коротко, то, что касается программ и, соответственно, сводного доклада, поскольку здесь была предоставлена дополнительная информация, я лишь обращу внимание на несколько показателей. В 2016 г. по оценке Минэкономразвития по 19 из 37 программ в открытой части, программы исполнены (их оценка) на уровне ниже среднего и с низкой степенью эффективности. Если это выражать в млрд руб., то это 3,7 трлн руб.: с низкой и ниже среднего степенью эффективности. Опять же по оценке Минэкономразвития, на низком уровне остается исполнение таких программ, как «Развитие авиационной промышленности» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». При этом, я бы хотела обратить внимание, что в оценку высокую и выше среднего уровня попало только одно направление госпрограмм: «Эффективное государство». А по таким направления, как «Новое качество жизни» и «Инновационное развитие и модернизация экономики» более половина госпрограмм, по оценке Минэкономразвития, имеют низкую степень эффективности и эффективность ниже среднего. Опять же по оценке Минэкономразвития, сейчас скажу почему я об этом говорю, общий объем неэффективных трат по этим двум направлением, по «Новому качеству жизни» составляет 1,9 трлн руб., а по «Инновационному развитию и модернизации экономики» — 1,1 трлн руб. Это оценка Минэкономразвития, мы в нее не вторгаемся. Мы, как и в прошлом году, провели свою оценку. Мы считаем, что не могут подлежать оценке те государственные программы, и мы об этом говорили Минэкономразвитию на заседании Коллегии, у которых показатели не имеют фактического значения или на фактические показатели переносятся плановые показатели. К сожалению, таких программ у нас сегодня 17, где нет фактических данных Росстата, и где сами главные администраторы не в состоянии оценить те показатели, которые они себе сами и спланировали.
В этой связи у нас средний уровень эффективности присвоен 13 программам и низкий уровень эффективности - 7. 17 госпрограмм по этим причинам, о которых я сказала, не подлежали оценке. Подробная информация содержится в нашем расширенном заключении.
Я буквально коротко скажу об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации лишь только потому, что хочу отреагировать на то, о чем сказал министр финансов, что 2016 г. стал самым успешным годом по показателю сокращения дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дефицит действительно составил всего 12,6 млрд рублей. Обращаю внимание: его показатель стал в 32,7 раза ниже того, чем прогнозировался. Но! Почему это стало возможным? Это стало возможным потому, что доходы консолидированных бюджетов субъектов были, против их же росписи, перевыполнены на 2,6%, а по сравнению с 2015 г. на 6,6%. А расходы, к сожалению, были не выполнены по сравнению с тем, что они себе запланировали, на 1,5%, но были больше, чем в 2015 г. на 4,8%.
Еще раз повторяю. Это свидетельствует о том, что это не очень корректное планирование бюджетов субъектов Российской Федерации самими финансовыми органами и органами исполнительной власти регионов. Потому что с необыкновенной лёгкостью запланированные показатели не исполняются. Мы видим это на примере отдельных контрольных мероприятий, которые мы проводим, в том числе, по тем регионам, которые имеют высокий уровень финансовой зависимости от федерального бюджета.
При этом я бы хотела обратить внимание на то, что, как правило, после того, как бюджет становится законом, доходы по росписи могут возрасти приблизительно на 800 млрд руб. в субъектах Российской Федерации, а расходы могут возрасти на 1 трлн – 1 трлн 200 млрд руб. в процессе исполнения. Но, к сожалению, эта ситуация, несмотря на жестокость соглашений, которые подписаны Министерством финансов, продолжает сохраняться и в 2017 г.
Традиционная тема, которую мы озвучиваем и которая имеет непосредственное отношение к будущей трехлетке, – это исполнение ФАИП. Я уже говорила, что показатели ФАИП по своему исполнению оказались на самом низком уровне с 2008 г. Это 90,7% соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Из 443 строек, которые предусматривались к вводу, завершены строительством и введены только 244 объекта. Объем незавершенного строительства составляет у нас в стране 2,2 трлн рублей.
И, наконец, заключительная тема, о которой я хотела сказать и то, о чем в своем выступлении в конце отметил Министр финансов, - это объемы нарушений. В сопоставимых условиях, если сравнивать с нашими проверками исполнения бюджета 2015 года, к сожалению, объем нарушений составил 1,2 трлн руб., и по сравнению с 2015 годом возрос в 2,2 раза. Но я сразу хочу предостеречь и депутатов, и участников заседания, что это не все, как принято говорить, неэффективно использованные ресурсы или утраченные деньги. Речь идет о другом. Речь идет о том, что в 5,5 раз по сравнению с 2015 годом возросли нарушения по бухгалтерскому и бюджетному учету. Речь идет о неправильном отражении фактов хозяйственной жизни в финансовой и бюджетной отчетности. Не отражается имущество, не отражается земля, не отражаются объекты незавершенного строительства и тд. К чему это приводит? Это приводит к тому, что и федеральный бюджет, и в большей степени субъекты Российской Федерации недополучают налоги в свои бюджеты, потому что, как правило, земля и недвижимое имущество. Кроме того, я хотела обратить внимание на нарушения, которые характеризуют собой недостижение заявленных финансово-экономических результатов. К сожалению, здесь тоже объемы возросли в 12,5 раз. Все это достаточно детально представлено в нашем Заключении. И я хочу сказать, что уже за два последних года мы с Министерством финансов отладили достаточно серьезную работу по подготовке отчетов об исполнении федерального бюджета за соответствующий финансовый год в преддверие представления этой отчетности в парламент. То есть вот эта цифра финансовых нарушений, которая связана с бюджетной отчетностью практически за период с окончания нашей проверки (мы направили материалы в Министерство финансов 10 июня) до того момента, когда Правительство официально представило исполнение федерального бюджета в Государственную Думу, исправлены на сумму 403 млрд руб. То есть внесены изменения в отчетность. Там, где изменения в отчетность не могли быть внесены 2016 годом в связи с тем, что главными ее распорядителями был нарушен порядок составления отчетов, а именно не была проведена инвентаризация финансовых активов и обязательств, эти нарушения, а их, по-моему, 26 осталось, должны быть поправлены 2017 годом. И это на контроле и у нас, и в Министерстве финансов. Поэтому, резюмируя, хочу сказать, что несмотря на действительно такой существенный объем нарушений, тем не менее, тот уровень взаимодействия работы, который у нас достигнут, позволяет нам сегодня рекомендовать Государственной Думе принять закон об исполнении федерального бюджета за 2016 год. Спасибо!
Источник - официальный сайт Счетной палаты РФ